В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2022 года Московский центр Карнеги, представлявший в России Фонд Карнеги за международный мир (США), прекратил свою работу. Этот сайт — архив материалов Центра, опубликованных до 8 апреля 2022 года. Новые публикации Фонда Карнеги за международный мир на русском языке вы можете найти на сайте Carnegie Politika.
По всей видимости, участие Ирана в событиях на Ближнем Востоке, в том числе в израильско-палестинском конфликте, довольно велико. Эта активность Ирана приносит ему тактические преимущества, однако в стратегическом отношении Иран, судя по всему, скоро окажется проигравшим.
Ни Израиль, ни ХАМАС не заинтересованы в обострении конфликта: в этом заинтересован лишь внешний игрок — Иран. Взаимное удовлетворение требований сторон реально.
В продолжении конфликта между Израилем и ХАМАС не заинтересован никто. От этого могут выиграть только внесистемные радикалы, действия которых и привели к обострению конфликта, а также Иран.
Новые санкции против Ирана не помогут западным странам добиться своих целей. Более того, они могут послужить консолидации иранцев вокруг Ахмадинежада. Отношения между США, ЕС и Ираном будут определять не санкции, а дипломатия или — если США ужесточат свою политику — угроза удара по Ирану.
Важную роль в американских выборах играет экономический фактор. Барак Обама может проиграть выборы, но в этом случае он проиграет не Митту Ромни (у Ромни нет внятной экономической программы), а себе самому. Американцы будут оценивать, насколько Обама справился со стоявшими перед ним экономическими вызовами.
В регионе Большого Ближнего Востока диктатуры практически неизбежны. Сейчас везде, где были сброшены диктаторы, на смену им приходят исламисты, причем тенденция направлена в сторону их укрепления и радикализации. Свергнутых диктаторов не стоит казнить — их надо надолго сажать.
Иран продвигается все дальше на пути к возможности создания ядерного оружия. Это означает, что появляются виртуальные ядерные государства, которые могут создать ядерное оружие, но сознательно не переступают этот порог, поскольку тогда против них будут предприняты силовые действия.
Безъядерный мир — это не сегодняшний мир без ядерного оружия; это совершенно другая система безопасности, когда никакие вооруженные силы — нeядерные — не будут никому угрожать и не надо будет никого сдерживать (а сейчас отношения РФ и США всё еще основаны на сдерживании). Ядерное разоружение представляет собой долгий, но необходимый процесс — как и десталинизация, в которой РФ крайне нуждается.
Приоритеты внешней политики России должны быть следующие: равноправное сотрудничество с США по вопросу ПРО; обеспечение стабильного мира с Западом; выработка стратегии в отношении азиатско-тихоокеанского региона и присутствие в этом регионе; стабилизация Юга.
До мира на Ближнем Востоке еще далеко: вместе с возобновлением мирных устремлений одновременно все время возобновляется и готовность сражаться за палестинское государство. Ближневосточный конфликт будет постоянно поддерживаться за счет радикальной исламизации, идущей по всему мусульманскому миру. На ситуацию также значительно влияет фактор Ирана.