Борьба за выдвижение кандидата в президенты США от Республиканской партии обостряется. Вопрос отношений с Россией находится на дальней периферии избирательной кампании, но характерно, что даже в целом умеренный Ромни предлагает жесткий подход к России в противовес «перезагрузке» Обамы.
Западные лидеры не слишком позитивно отреагируют на президентские выборы в России, хотя они вряд ли назовут их нелегитимными — это слишком рискованный шаг. Что же касается легитимности выборов внутри самой России, то для россиян главное — не столько легитимность власти, сколько ее эффективность и реальные реформы.
Переговоры Сергея Лаврова и Михаила Фрадкова с президентом Сирии Башаром Асадом, судя по всему, направлены на то, чтобы добиться от Асада инициатив и уступок и показать, что Россия не зря наложила вето на резолюцию по Сирии и альтернативный путь решения проблемы вполне возможен.
Митинг на Болотной площади 4 февраля показал: расчеты Кремля на то, что протестное движение пойдет на спад, не оправдались. Протестное движение делегитимизировало власть и превратило Путина в слабого лидера, и механизм трансформации системы, который должен привести к уходу Путина через год или два, уже запущен.
На позицию Москвы по Сирии главным образом влияют недавние события в Ливии, а также серьезные сомнения в отношении сирийской оппозиции и подозрения по поводу мотивов США.
Позиция РФ по Сирии связана с тем, что России не нравится, когда смена режима вдохновляется извне; с отрицательным отношением к иностранным военным интервенциям; с негативным опытом Ливии. Позиция России выглядит принципиальной и логичной, однако это дорого ей обходится, и недостаточно просто сказать «нет» резолюции по Сирии — нужны более конструктивные действия.
Кремль надеялся переждать протесты, ничего не предпринимая, но протесты будут только расширяться: у людей накопилась критическая масса претензий к власти. После 4 марта, судя по всему, Кремлю придется реализовывать данные им ранее обещания и идти дальше по пути реформирования политической системы: это даже не уступка, а вопрос выживания власти, которая в нынешнем виде неэффективна.
Эксперты, выступающие против преувеличенных оценок опасности ЕвроПРО для РФ, имеют право на уважительное отношение к их мнению, и нельзя безапелляционно обвинять сторонников данного мнения в том, что они якобы «обслуживают внешнеполитические интересы» США в ущерб России.
Судя по всему, 2012 год не принесет значительных потрясений мирового масштаба: отношения между ведущими державами останутся в целом спокойными; выборы в РФ и США, а также смена руководства в КНР пройдут на фоне безусловного приоритета внутренней повестки дня; что касается Европы, то она сосредоточена на своих экономических проблемах. Наиболее опасным регионом останется Ближний и Средний Восток.
В число «путинских тупиков» — серьезных проблем, созданных за время правления Путина, — входят связанные между собой сверхцентрализация и чрезмерная унитаризация с лишением регионов минимальной автономности и самостоятельности. Это делает огромные размеры РФ и ее разнообразие не конкурентным преимуществом, а обузой.
Путин и Кремль, похоже, сделали ставку на победу Путина в первом туре выборов. Эта тактика предполагает избавление от всех соперников, которые могут «отщипнуть» симпатии избирателей от путинской базы. Прохоров же как кандидат в президенты нужен Кремлю — он легитимирует выборы в глазах либералов и Запада, в то же время не отбирая избирателей у Путина: его аудитория — другая.
Путин стал слабой фигурой, но он не способен вести себя так, как того требует новая роль, то есть слушать людей и искать компромиссы. Он выиграет выборы, но вряд ли усидит в кресле президента все шесть лет. При этом Россию в любой момент могут дестабилизировать такие факторы, как ухудшение ситуации на Кавказе, инфраструктурный сбой или управленческий коллапс.
Все государства Центральной Азии, в том числе и Узбекистан, проводят многовекторную политику. В настоящий момент Ташкент, похоже, усиливает американское направление своей политики и стремится к военному присутствию США в стране.
Путин — в перспективе слабый президент, который не сможет, как раньше, определять правила игры, но при этом он по-прежнему ведет себя как сильный президент, и это создает ощущение неадекватности. После выборов элите придется либо сохранять Путина и рисковать крахом всей политической системы, либо заменить Путина на лидера, более адекватного новым политическим реалиям.
В Пхеньяне открылся корпункт Associated Press, а один из высших чинов КНДР сообщил о намерении нового вождя страны Ким Чен Ына провести экономические реформы по китайскому образцу. В долгосрочной перспективе Ким Чен Ын сможет удержаться у власти только при условии успешных реформ, и он, судя по всему, это понимает.
Российская программа Воздушно-космической обороны (ВКО) в ее нынешней конфигурации несовместима с общей или сопряженной ЕвроПРО РФ и Запада. Диалог по ПРО между Россией и США/НАТО останется бесплодным, если он не будет основательно переформатирован. Нужно вести речь о совместимости или несовместимости ВКО с ПРО НАТО; о предпосылках, оперативных условиях и технических элементах состыковки.
Россия находится в «серой», неопределенной цивилизационной зоне между двумя опасными векторами: один из них — путь к национальному государству, другой — сохранение страны в нынешнем аморфном состоянии с имперскими замашками. Судьба новой России как цивилизации также зависит от того, как будет решен вопрос десталинизации.
Главные события 2011 года в мировом масштабе — нарастающая внешнеполитическая усталость США и ЕС из-за их внутренних экономических проблем, потрясения в арабском мире, скатывание к противостоянию между США и Китаем в Восточной Азии, обострение ситуации на Среднем Востоке и в Южной Азии (Иран, Афганистан, Пакистан).
Системы ПРО встроены в широкий контекст безопасности, военной и внешней политики сторон — РФ и США/НАТО — и их стратегических отношений. Этот контекст содержит серьезные препятствия для сотрудничества, преодоление которых требует последовательной, комплексной и глубоко продуманной политики, направленной на взаимодействие в борьбе с новыми общими угрозами безопасности.
В число главных вызовов для России входят бедственное состояние технологической и социальной инфраструктуры (в ее отношении власть ведет себя как временный собственник, стремясь извлечь максимальный доход) и кризис системы управления (так как все действия определяются частными интересами, а не интересами системы в целом). Но ситуацию можно улучшить, совершенствуя политическую систему.