Длившееся в ночь с 3 на 4 декабря этого года сражение в Грозном поставило под сомнение вопрос о способности властей контролировать ситуацию даже в считающейся ныне стабильной северокавказской республике — Чечне.
В настоящее время США являются главным поставщиком вооружения и военной техники для Индии, однако будущее военно-технического сотрудничества двух стран вызывает вопросы.
Судя по всему, визит Путина в Индию подтвердит, что сотрудничество РФ и Индии остается на государственном уровне и в строго определенных нишах. Однако в интересах России — также развивать связи с Индией на уровне частного бизнеса и частных контактов.
Позиции Ирана на переговорах со странами Запада по ядерному оружию никогда не были сильны так, как сейчас.
Причины охлаждения отношений России с ЕС глубже, чем разногласия из-за украинского конфликта. Но это вовсе не означает, что открыт еще один — европейский — фронт конфронтации между РФ и Западом. В новых условиях России нужно уделять повышенное внимание отношениям с ЕС и его отдельными членами, особенно Германией.
Чтобы продвинуться по пути разрешения кризиса на Украине и вокруг нее, необходимо в первую очередь возобновить диалог России и США на высоком уровне о подготовке проекта резолюции Совета Безопасности ООН, направленной на более эффективное претворение в жизнь Минских соглашений и урегулирование конфликта.
Возможно, назревает новая гонка сверхскоростных вооружений дальнего действия. В августе испытания США и Китай провели испытания ракетно-планирующего оружия, а Россия, в свою очередь, дала понять, что тоже намерена вступить в это состязание. Вряд ли стороны договорятся о прекращении гонки, однако кое-какие шаги по предотвращению опасного сценария вполне осуществимы.
Похоже, что в настоящее время в Донбассе наблюдаются главным образом тактические действия, направленные на укрепление позиций повстанцев, а не на подготовку к серьезной войне. Лучшим решением для Запада, по-видимому, будет согласиться с «заморозкой» конфликта в Донбассе на зимний период.
Армянский вертолет, который был сбит на линии соприкосновения сторон, разделяющей армянские и азербайджанские вооруженные силы в зоне нагорно-карабахского конфликта, — самый серьезный инцидент такого рода за более чем 20 лет. Военной логики в этом нападении нет, но его можно рассматривать как демонстрацию силы Азербайджана.
В 2014 г. этноконфессиональная напряженность в РФ несколько уменьшилась по причине украинского кризиса: ксенофобские настроения оказались переориентированы с внутреннего раздражителя — мигрантов — на внешнего врага — Запад и Украину. Однако это отнюдь не ведет к исчезновению ксенофобии; наоборот, общий потенциал агрессивности продолжает нарастать, и главным ее объектом останутся мигранты.
В нынешней ситуации противостояния с Западом проблема состоит в следующем: сумеет ли Путин воспользоваться экстремальной ситуацией для того, чтобы сформулировать и реализовать программу развития страны?
Главная цель выборов на востоке Украины 2 ноября — организовать систему власти на территории ДНР и ЛНР. Вторая по важности цель — создание субъекта для переговоров с Киевом о статусе данных регионов и об устройстве самой Украины, если такие переговоры когда-либо начнутся. Для России эти выборы — инструмент для создания легитимного партнера для взаимодействия.
Примирения между Россией и Западом в обозримой перспективе не будет. Более того, может начаться большая война. Это усиление напряженности происходит потому, что Запад утратил чувство опасности, присущее ему во время «холодной войны», и опрометчиво считает Россию слабым противником. Когда чувство опасности отсутствует, гораздо легче совершить непоправимую ошибку.
Ситуация в мусульманском социуме России в целом стабильна; игнорировать угрозы с Ближнего Востока нельзя, но они не слишком очевидны. В то же время стране надо быть готовой к возможному росту исламского радикализма, благоприятную почву для которого создает нынешний экономический кризис.
Европу ждут колоссальные проблемы во внешней политике. Но серьезных признаков того, что в ближайшее время страны ЕС начнут отстаивать общие интересы с большей сплоченностью, не наблюдается.
Сегодня Россия, будучи по-настоящему независимым игроком на глобальной арене, не является равной сильным мира сего. У Путина есть шанс улучшить ситуацию. Он должен воспользоваться своим колоссальным политическим капиталом для того, чтобы начать трудный процесс превращения РФ в современное, модернизированное государство.
Большинство боевиков «Исламского государства» — не иностранцы, а местные жители: сирийцы и иракцы. Многие являются религиозными фундаменталистами, однако основную массу боевиков нельзя назвать идейными салафитами-джихадистами.
Порошенко согласился на минские протоколы и отложил переход Украины к режиму свободной торговли с Западом. Это тактическая победа Путина. Но фактически он подложил под свою систему взрывчатку.
Даже если рассматривать конфликт в Сирии лишь через призму безопасности, прохладное отношение международного сообщества к гуманитарному кризису, несомненно, контрпродуктивно.
Количество ядерных боеголовок у России на одну больше, чем у США. Однако в настоящее время РФ вынуждена наращивать свой ядерный потенциал, а США свой потенциал сокращают; и даже в таких обстоятельствах РФ догнала США только по боеголовкам, а по носителям все еще сильно отстает.