В настоящее время российское общество плохо понимает, что такое Церковь, и не готово прислушиваться к ней, а Церковь плохо понимает, что представляет собой то общество, к которому она обращается. Это происходит потому, что ни Церковь, ни общество не разобрались в себе, и данная ситуация приводит к внешним конфликтам Церкви и общества. Об этом говорил в своем выступлении игумен Петр (Мещеринов), настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Модератором мероприятия был Алексей Малашенко.

Духовно-нравственное состояние общества в СССР и современной России

  • Советский период. Духовно-нравственное состояние россиян кардинально изменилось после 1917 года. Был сломан естественный ход вещей. Одним из серьезных последствий этого, по мнению докладчика, явилось то, что лучшие качества народа были уничтожены, а худшие качества (безответственность, неуважение к личности, отсутствие солидарности и т. д.), наоборот, культивировались и в итоге развились до крайней степени. Террор привел к массовой разобщенности и тотальному недоверию друг к другу.
     
  • Современная Россия. Крушение тоталитарного строя не привело к обновлению общества и улучшению его нравственного состояния, считает игумен Петр. Вместо возрождения нравственности, духовности и дореволюционных традиций постсоветское время, по мнению докладчика, ознаменовалось всеобщей направленностью на потребление благ (компенсация вынужденного советского аскетизма). Негативные качества, укоренившиеся в людях в советское время, не были преодолены, а развились еще больше. По словам игумена Петра, общество по-прежнему крайне разобщено и поражено тотальным недоверием; любые ценности девальвируются; сформировалась устойчивая атмосфера аморализма, цинизма, политической пассивности.

Показатели неблагополучного нравственного состояния российского общества

  • Низкий уровень благотворительности. Россия занимает 138 место среди 153 стран мира по уровню благотворительности, волонтерства и помощи незнакомым людям (по данным международной организации Charities Aid Foundation и Института Гэллапа).
     
  • Высокий уровень коррупции и плохое состояние правоохранительной и судебной систем. Средний размер взятки в России вырос с 2006 по 2010 г. почти в 2 раза — с 5048 руб. до 8887 руб. Кроме того, 82% россиян считают, что милицейский беспредел является проблемой, требующей немедленного решения.
     
  • Высокий уровень пьянства и наркомании и прочие социальные проблемы. По данным Минздравсоцразвития, на каждого человека в России приходится 18 литров потребляемого алкоголя в год, что в 2 раза превышает опасный для жизни и здоровья человека уровень (по определению ВОЗ). Регулярно употребляют наркотики 6,99 млн человек. В 2009 году от наркотиков погибли около 103 тыс. россиян. По количеству абортов, числу брошенных детей и уровню смертности от алкоголя Россия занимает первое место в мире.
     
  • Аморализм. Более половины молодых россиян готовы переступить через моральные нормы ради успеха.

РПЦ и общество: вызовы для Церкви

Неблагополучие в российском обществе делает очень острой проблему взаимоотношений общества и Российской православной церкви. Докладчик перечислил следующие вызовы, с которыми в настоящее время сталкивается РПЦ:

  • Оценка советского прошлого. Официальная РПЦ отрицательно относится к советскому периоду и считает его губительным и для самой Церкви, и для всей России. Однако эта позиция сталкивается с массовым неприятием как во внешней, так и в самой церковной среде, и священноначалие вынуждено считаться с теми, кто отстаивает ценность советской эпохи.
     
  • Неизжитый советский менталитет. В настоящее время он мимикрирует и превращается в «церковность»: общественная и гражданская пассивность стала смирением, безответственность — послушанием и т. д. Нравственная нечувствительность и слепота многих православных, по словам игумена Петра, объясняются именно советским мышлением. В церковной среде религиозная суть Церкви подменяется секуляризмом. Церковь превращается в субкультуру.
     
  • «Зачарованность народом». С советского времени в церковной среде доминирует идея, что «нужно служить народу». Однако, по мнению игумена Петра, это может выхолостить идею наднационального евангельского служения. Надо служить не народу, а Христу и быть над народом.
     
  • Нравственное несовпадение Церкви и общества. Современное общество, по словам игумена Петра, безнравственно, однако, несмотря на это, в нем наличествует сильная потребность в нравственной оценке нынешнего положения дел. Как подчеркнул докладчик, Церкви не следует оставаться в стороне от общества — она должна, руководствуясь чисто христианскими, а не политическими принципами, обращать внимание на бесправие и незащищенность людей, произвол, беззаконие и обличать ответственных за это. Однако Церковь не способна внятно выразить свою позицию не только по поводу истории, но и по поводу современности.
     
  • Разделение христианства и РПЦ в общественном мнении. Иисус Христос — безусловный авторитет для большинства людей, но сейчас многие россияне воспринимают христианство как таковое и РПЦ как два отдельных друг от друга явления. Однако Церковь плохо осознает реальное отношение общества к себе.

Несмотря на все проблемы, отметил игумен Петр, сейчас существует гласность и ясная артикуляция вопросов общества к Церкви — то, чего не было в России в предыдущие эпохи. Кроме того, цивилизация, по большому счету, обеспечивает человека всем необходимым, и он больше не идет в Церковь, например, за медицинской помощью, а начинает жить церковной жизнью, только если им движет чисто религиозная мотивация. Поэтому, по мнению игумена Петра, сейчас мы живем в наиболее благоприятное для Церкви время.