Риторическое обращение к Иосифу Сталину как эталону государственного деятеля и представление самой сталинской эпохи в качестве примера форсированного развития страны нередко звучит из уст политиков разного уровня и партийной принадлежности — и еще чаще в учебниках, публицистике, трудах по истории Великой Отечественной войны. Подобные высказывания можно рассматривать как свидетельство невежества и цинизма российского политического класса, а также авторов соответствующей печатной продукции, однако ограничиться подобными оценками не позволяет резонанс, который обращение к образу Сталина получает в обществе. Речь здесь идет не об историческом Сталине. О нем знают мало, поскольку в России, как и в других странах, для большинства историческое знание не представляет особого интереса. «Сталин» в сегодняшней России — это реквизит политической мифологии, используемой (в явном или неявном виде) кремлевской администрацией для компенсации слабой легитимности нынешнего режима, а также коммунистами, которые позиционируют себя в качестве оппонентов действующей власти.

Как и другие мифы ХХ века, комплекс представлений о Сталине имеет иную природу, чем традиционные космогонические или героические верования, воспроизводимые в племенных ритуалах, или фольклорные легенды, объясняющие происхождения институтов. Сталинский миф — продукт бюрократической работы, прежде всего массовой пропаганды. Его действенность строится не на правдоподобии, а на частоте повторения, которое функционально сродни групповому ритуалу или государственному церемониалу: с помощью таких практик многократно повторенные суждения превращаются в стереотипы или клише массового сознания. Подобные символы существуют не потому, что в них так уж нуждаются и верят массы, а потому, что к ним постоянно апеллируют влиятельные политические силы, которые навязывают их обществу, руководствуясь собственными интересами.

Политические мифы управляют не отдельными фактами или аргументами, а целыми риторическими контекстами. Так, имя «Сталин» объединяет разнородные представления — о стиле руководства страной, характере общества, отношениях с другими странами и т. п.; оно поддерживает связь времен и упорядоченность массовой идентичности, задает определения «реальности» и ориентиры национального развития. Структура мифологемы «Великий Сталин» включает в себя различные цепочки представлений, которые восходят к разным периодам советской истории и присущи разным группам российских граждан. …