Алексей Арбатов
Алексей Арбатов – руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова.
More >

По итогам военного реформирования в России в 2008—2013 гг. требуется «шлифовка» отдельных осуществленных преобразований и глубокая корректировка других. Упор должен быть сделан не на вымышленные угрозы безопасности, а на противодействие реально существующим, связанным в первую очередь с массовыми движениями вооруженного экстремизма, ядерным распространением, терроризмом. Следует скорректировать Государственную программу вооружения до 2020 г., исходя из прагматической оценки первоочередных задач армии и флота и с учетом реалистических прогнозов экономического развития страны.

Ключевые проблемы

  1. Достижениями реформы 2008—2013 гг. являются повышение денежного довольствия и пенсий военнослужащих, интенсификация учений, капиталовложения в обновление оборонно-промышленного комплекса, отказ от дивизий неполного состава, сокращение частей и разукрупнение соединений, улучшение материально-технического состояния Вооруженных сил.
     
  2. В то же время фундаментальным недостатком военной политики и реформы является то, что их система приоритетов с упором на ядерное сдерживание и воздушно-космическую оборону (предполагающая противостояние и соперничество с США и их союзниками) не отвечает реальным угрозам безопасности, которые исходят с южных направлений, а также связаны с распространением оружием массового уничтожения и его носителей.
     
  3. Структурные преобразования Вооруженных сил к настоящему моменту практически сведены на нет совмещением объединенных стратегических командований (ОСК) с укрупненными военными округами, что обременило ОСК административно-хозяйственной деятельностью.
     
  4. Реформирование системы комплектования Вооруженных сил, сокращение офицерского корпуса и программа набора контрактников пока не дали удовлетворительных результатов и при этом принесли большие издержки.
     
  5. Государственная программа вооружений не вполне соответствует выделяемым ассигнованиям и производственным возможностям оборонно-промышленного комплекса страны — особенно с учетом неустойчивой системы ценообразования и распыления средств на многочисленные типы закупаемых вооружений и техники.

Рекомендации

  1. Реально прогнозируемые угрозы безопасности требуют — наряду с поддержанием и развитием оптимального стратегического наступательного и оборонительного потенциалов — радикального повышения эффективности сил общего назначения в проведении локальных, региональных и миротворческих операций.
     
  2. Нужно ориентировать объединенные стратегические командования всецело на оперативное руководство и подготовку войск и сил к ведению боевых действий нового типа.
     
  3. В реформе системы комплектования следует в разумно короткие сроки (два-три года) перейти полностью на добровольно-контрактный принцип набора рядового и сержантского состава, даже если для этого придется сократить численность Вооруженных сил примерно до 800 тыс. человек.
     
  4. Целесообразно скорректировать Государственную программу вооружения до 2020 г. на основе реалистических прогнозов экономического развития страны и с учетом возможностей оборонной промышленности.
     
  5. Система разработки и реализации программы вооружения должна быть существенно преобразована: стать более открытой, конкурентной и обоснованной с точки зрения соотношения стоимости — эффективности систем оружия, подлежать постоянному контролю со стороны парламента и незаинтересованных исполнительных структур, быть предметом анализа и рекомендаций специальных комиссий независимых экспертов.