Германия несет основную ответственность за выработку и реализацию политического курса ЕC по отношению к России. Берлину следует осознать эту ответственность и взять на себя роль лидера. Новая политика по отношению к Москве должна строиться на принципах, которыми руководствуется Германия, и на реалистичной оценке России.
То, какой курс выберет Россия в отношении вопроса изменения климата, зависит от политической воли — прежде всего от того, будет ли изменение климата признано достаточно важной проблемой, а также от способности стратегически мыслить и разрабатывать адекватную политику.
Узбекистан видит себя в качестве региональной центральноазиатской державы, и ситуация в регионе действительно во многом определяется тем, как складывается обстановка внутри этой страны. Именно с позиции регионального лидера Ташкент пытается выстраивать отношения как с соседями, так и с внешними игроками.
В области контроля над вооружениями США и Россия оказались в тупиковой ситуации: новых соглашений на этот счет пока не предвидится. Ослаблению ядерной опасности для США и России могли бы способствовать меры по укреплению доверия.
При первом президенте Туркменистана Сапармурате Ниязове в этой стране установился тоталитарный строй. После некоторой либерализации, проведенной при втором президенте Гурбангулы Бердымухамедове, существующий в стране режим все равно остается наиболее жестким среди всех государств Центральной Азии, причем его устойчивость зиждется на финансовых поступлениях от продажи газа.
С точки зрения внутренней и внешней безопасности Таджикистан является одной из наиболее проблемных стран Центральной Азии. Таджикистану угрожают экономический кризис, регионализм, внутриполитическое противостояние, радикальный ислам.
Киргизия уникальна своей недавней политической историей. Хотя ей до сих пор присущи клановость, регионализм и сохранение авторитарных настроений, уже почти два года Киргизия живет в режиме неавторитарной власти, двигаясь в ином направлении, чем соседние страны Центральной Азии.
Бурные события 2011 года в Казахстане заставили правящую элиту этой страны осознать необходимость серьезных экономических и, возможно, политических перемен, поскольку реформы являются главным условием продолжения ее правления.
Хотя экономически и политически Северный Кавказ остается частью России, внутренняя обстановка там все более регулируется местными традициями. Несовпадение исламского и российского гражданского векторов идентичности и слабость второго относительно первого способствуют цивилизационному дрейфу Северного Кавказа от России.
В ходе следующего раунда российско-американских переговоров по контролю над вооружениями стороны столкнутся с рядом сложнейших проблем. Тем не менее до окончания первого президентского срока Обамы его администрация могла бы успеть сделать многое, чтобы заложить основы для нового договора на пути к уменьшению ядерной угрозы.
К революциям в арабском мире привело то, что правители Туниса, Египта и Ливии были уже не в состоянии качественно улучшить существующую систему с ее огромным разрывом между населением и элитой. Но революционный процесс еще не завершился, и новые власти также окажутся перед угрозой свержения в случае неспособности быстро решить острейшие социальные и экономические проблемы.
В 2010 году завершилась «путинская эпоха» и, похоже, решилась судьба следующего десятилетия в истории России. Судя по всему, выбор сделан не в пользу модернизации, а в пользу традиционной модели, основанной на перераспределении природной ренты. Наступивший 2011 год станет годом начала переформатирования системы под 2012-й — год президентских выборов.
Новый Договор по СНВ — важнейший шаг на пути контролируемого сокращения ядерных вооружений, сделанный Россией и США после почти двадцатилетнего перерыва, наступившего вслед за заключением Договора СНВ-1 в 1991 г.
2009 год стал первым полным годом президентства Медведева с продолжавшимися достройкой, перестройкой, приспособлением системы и к тандему, и к кризису. Этот год показал, что вся громоздкая система управления, ориентированная на выполнение стандартных задач и трансляцию сигналов с самого верха, плохо приспособлена для функционирования в условиях кризиса.
Планы США по развертыванию элементов ПРО в Европе не могли просто игнорироваться Москвой при всей незначительности их потенциала против российских ядерных сил, поскольку американская программа имела провокационный характер в отношении России и могла быть «с открытым продолжением».
Среди причин конфликтогенности Северного Кавказа — тяжелое экономическое положение, рост имущественного неравенства, безработица, конкуренция между группами интересов и этническими кланами, пропасть между властными элитами и обществом, «эксклюзивная» даже по российским меркам коррупцию, религиозный экстремизм и многое другое.
В работе анализируется сложившаяся в Пакистане ситуация с учетом исторического опыта и особенностей этой страны. Основываясь на проведенном анализе, П. Топычканов предлагает скорректировать подход к проблемам Пакистана, которые представляют угрозу целостности этого государства, стабильности и безопасности в Южной Азии.
В своем новом брифинге Дмитрий Тренин подводит итоги внешней политики России за истекший год и оценивает перспективы развития взаимоотношений России с Америкой и Евросоюзом.
Кризис в Грузии поставил нас перед лицом суровой реальности: Россия и Соединенные Штаты упустили имевшуюся возможность наладить отношения, которые устраивали бы обе стороны.
У новой администрации США должен быть всесторонний подход к России, основанный на общем видении европейской безопасности.